Вопрос: Не могли бы вы разъяснить следующий момент – сознание Кришны является религией или наукой о Боге, философией или чем-то ещё? Шрила Прабхупада говорил, что сознание Кришны не является религией как таковой, но является наукой о Боге. Прокомментируйте это утверждение.
Ответ Бхакти Викаши Свами
Получить ответ на этот вопрос можно, прочитав первые несколько строк предисловия к «Шримад-Бхагаватам». Там Шрила Прабхупада объясняет, что концепция Бога и концепция Абсолютной Истины не находятся на одном уровне, они не тождественны друг другу. «Шримад-Бхагаватам» объясняет науку Абсолютной Истины. И «Шримад-Бхагаватам» начинается, исходя из понимания атхато брахма-джиджнаса – настало время вопрошать об Абсолютной Истине. И факт таков, что Абсолютной Истиной является Верховная Личность Бога – Шри Кришна, которую в различных традициях называют по-разному: в западной христианской – Бог, в мусульманской – Аллах.
В основе религии лежит концепция Бога. Но в основе «Шримад-Бхагаватам» лежит концепция Абсолютной Высшей Истины, которая является Богом. Если А равняется Б, а Б равняется С, то можно сказать, что А равняется С. В таком случае в чём же разница между сознанием Кришны и обычной религией? Разница в том, что различные религии имеют ограниченное сектантское понимание того, кто такой Бог. Но в «Шримад-Бхагаватам» Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина, представляется с научной точки зрения. С научной точки зрения – это значит со всем анализом, причинами, следствиями, выводами.
ршбхир бахудха гитам
чхандобхир вивидхаих пртхак
брахма-сутра-падаиш чаива
хетумадбхир винишчитаих
(Бхагавад-гита 13.5)
Кришна говорит об Абсолютной Истине, которую различные мудрецы описывают по-разному. Также Веды описывают эту Истину по-разному. Но эта Истина полностью представлена и описана в «Брахма-сутре» с указанием причин и следствий. Это знание представлено научным способом, там подробно объясняется, кто такой Бог и почему Его следует считать Богом. Шрила Прабхупада имел ввиду именно это, когда говорил о науке о Боге.
В «Бхагавад-гите» во второй главе появляются слова «шри бхагаван увача» – «Верховная Личность Бога сказал». Можно подумать, что эти слова не имеют особенного значения. Но Шрила Прабхупада в комментарии подробно объясняет, почему словом «бхагаван» называют Кришну.
Есть много разных представлений о том, кто такой Бог. Хотя на самом деле можно сказать даже наоборот: никакого представления о том, кто такой Бог, у представителей разных религий нет. Первый текст «Шримад-Бхагаватам» содержит в себе больше знаний о Боге, чем все современные религии. Джанмади айсйа йатах – в одной этой фразе содержится больше знания, чем во всех этих религиях, потому что в них нет представления о том, что процесс творения и разрушения происходит циклично. «Шримад-Бхагаватам» представляет развернутую концепцию творения, участия Бога в процессе творения, цикличности. В авраамических религиях едва ли описывается, что такое Бог. Там просто говорится, что Бог сотворил этот мир вдруг, ни с того ни с сего. И Он создал людей, большинство из которых обречены провести свою жизнь в аду, потому что не принимают какие-то выдуманные догмы. В один прекрасный момент происходит Страшный суд и душа навеки низвергается в ад, и на этом всё, конец. И, по их мнению, все это материальное творение – как вспышка молнии, очень кратковременно. То есть у них нет представления, что время циклично, что происходит процесс уничтожения, творения, и что это повторяется.
Несколько дней тому назад у меня был спор с одним мусульманином. Я сказал ему: «В вашей религии нет понятия реинкарнации, вы считаете, что Бог дает человеку один шанс, и если он им неправильно воспользуется, то его обрекают на вечные муки в аду. Но концепция реинкарнации более приемлема – Бог снова и снова даёт человеку шанс». Я не услышал в ответ ничего вразумительного о том, каким образом Бог может посылать на вечные муки в ад своё творение. Они могут говорить что угодно. Я повторял вопрос: «Если, как вы утверждаете, Господь всемилостивый, то как же Он может не давать человеку ещё один шанс, как Он может отправлять навеки в ад людей, которые не знакомы с этой религией?» Эти люди не могли ответить на эти вопросы. <…> Если мы понимаем, что есть какое-то присутствие разума во всем творении, то разумная концепция о Боге нам будет ближе, чем концепция, в соответствии с которой Бог как-то просто неожиданно всё творит и потом всё это отправляет навеки в ад. К сожалению, один из признаков Кали-юги состоит в том, что люди не отличаются особым умом. Они не могут принимать участие в последовательном философском диспуте.
То есть сознание Кришны не является религией в том смысле, что это не слепая вера. Сознание Кришны имеет твёрдый философский фундамент.
С другой стороны, зачастую религия представляет собой какую-то стереотипную формулу, которой следуют люди. Они отождествляют себя с какой-то религиозной традицией, но не проявляют особой серьёзности в том, что касается постижения Бога. Если в сознании Кришны мы тоже привлекаемся внешними вещами – строительством храмов, высоким положением, если у нас присутствует политика, эксплуатация, если мы не развиваем в преданных дух служения Кришне, то всё это теряет смысл. На самом деле, две эти вещи – постижение Абсолютной Истины и организация – плохо сочетаются вместе. Поэтому это большой вызов – объединить в организацию людей, которые всерьёз заинтересованы постичь Абсолютную Истину. Это не значит, что это невозможно, это значит, что мы должны сохранять в себе дух преданности Кришне, поскольку очень просто всё может превратиться в какие-то обычные религиозные ритуалы.
Источник: Фрагмент лекции №4 «Вопросы и ответы» (Афонино, 2015 г.)
👉 Скачать и читать Шримад-Бхагаватам
Его Святейшество Бхакти Викаша Свами Махарадж
Его Святейшество Бхакти Викаша Свами явился в этот мир 3 января 1957 года в Англии. Он присоединился к Международному обществу сознания Кришны (ISKCON) в Лондоне в 1975 году, и в том же году был инициирован под именем Илапати даса основателем-ачарьей ISKCON, Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой.
С 1977 по 1979 год Его Святейшество находился в Индии, главным образом, в Западной Бенгалии, проповедуя Сознание Кришны и распространяя книги Шрилы Прабхупады. Последующие десять лет он проповедовал в Бангладеше, Бирме, Таиланде и Малайзии.
В 1989 году он принял статус санньяси, получив имя Бхакти Викаша Свами и вновь обосновался в Индии. С тех пор он путешествует по всему субконтиненту с лекциями на английском, хинди и бенгали. Его Святейшество также путешествует и проповедует Сознание Кришны и в других частях этого мира, в том числе в России.
Его Святейшество продолжает писать книги и статьи. Его книги переведены на пятнадцать языков.