Маха-мантра - великая мантра освобождения: «Харе Кришна Харе Кришна  Кришна Кришна Харе Харе  Харе Рама Харе Рама  Рама Рама Харе Харе» | «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о энергия Господа, прошу, займи меня преданным служением Тебе!». Повторяйте Маха-мантру и будьте счастливы!

Наука духовной жизни

Прабхупада. Наука духовной жизни. Философия

Что происходит с нашим сознанием после смерти? 10 октября 1975 г. в Вествилле (Южная Африка) Шрила Прабхупада объяснял учение о переселении души доктору С.П. Оливье, ректору Дурбанского университета.

Д-р Оливье: Сейчас, в конце двадцатого столетия, мы видим, что во всем мире люди вновь обращаются к поискам духовных истин. Мы, западные люди, разумеется, незнакомы с «Бхагавад-гитой». Но я думаю, что наша проблема в основе своей совпадает с той, которую вы затронули в своей лекции: каким образом доказать, что дух является объективной реальностью. По-моему, вы были совершенно правы: лишь очень немногие понимают то, что вы пытаетесь доказать, — что это научная проблема.

Шрила Прабхупада: Это и есть начало «Бхагавад-гиты» — подход к духовному знанию как к науке. Вот почему я спросил: «Что такое переселение души?» Никто не смог убедительно ответить на мой вопрос. Мы меняем тела. Существует огромное разнообразие тел, и после смерти мы можем вселиться в любое из них. В этом наша самая серьёзная проблема. Пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах: природа действует, снабжая нас материальными телами. Это тело — механизм, подобный автомобилю, который предлагает нам материальная природа, действующая по велению Бога, Кришны. И подлинная цель жизни — прекратить это нескончаемое переселение из одного тела в другое, третье и т.д., вернуться в наше изначальное, духовное состояние, чтобы получить возможность жить вечно, в блаженстве и знании. В этом и заключается цель жизни.

Д-р Оливье: В христианской религии, как известно, нет этой концепции переселения душ.

Шрила Прабхупада: Мы говорим не о религии. Религия — это некая вера, возникающая в какой-то определённый момент при определённых обстоятельствах. Мы вечные души — это реальность. По законам материальной природы мы вынуждены переходить из одного тела в другое. Иногда мы обретаем счастье, а иногда страдаем, оказываясь то на высших, то на низших планетах. Но человеческая жизнь дана нам как раз для того, чтобы мы прекратили эти странствия души и возродили наше изначальное сознание. Мы должны вернуться до мой, к Богу, и жить вечно. Такова главная мысль всех ведических писаний.

«Бхагавад-гита» в краткой форме даёт нам наставления о том, как мы должны жить. И благодаря этим наставлениям мы можем приблизиться к пониманию истинной природы души.

Прежде всего мы должны уяснить, кто мы такие. Тело я или что-то другое? Вот первый вопрос. Я пытался ответить на не го, но кое-кто из аудитории решил, что я говорю об индуистской культуре. Нет, это не индуистская культура, а научная концепция. Какое-то время вы были ребенком. Затем вы становитесь юношей, а еще через какое-то время — стариком. Таким образом вы все время меняете тела. Это научный факт, а отнюдь не индуистские религиозные воззрения. Это имеет отношение к каждому из нас.

дехино ‘смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати

(Ученику) Найди этот стих.

«Подобно тому как воплощенная душа пе реходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, после смерти одного тела она переселяется в другое. Все эти перемены не могут смутить здравомыслящего человека».
(Бхагавад-гита, 2.13)

Шрила Прабхупада: В «Бхагавад-гите» все объясняется строго научно, на основе логики. Это не какие-то эмоции.

Д-р Оливье: Как я понимаю, проблема заключается в том, как подтолкнуть современного человека к глубокому изучению того, что содержится в этой книге или к чему она подводит читателя. Это особенно важно потому, что в современной системе образования нет места ни для самой этой науки, ни для философии, стоящей за ней. Люди либо не интересуются ею, либо с порога ее отвергают.

Шрила Прабхупада: Они не признают существования души?

Д-р Оливье: Существование души они признают. По край ней мере, я так думаю. Но они не задумываются над тем, что из этого следует.

Шрила Прабхупада: Но, не задумываясь над этим, к чему они могут прийти? Прежде всего им следует подумать над разницей между мертвым телом и живым. Тело всегда мертво, и в этом смысле его можно уподобить автомобилю без водителя. Автомобиль — это просто материя. Так и это тело, с душой или без нее, лишь комок материи.

Д-р Оливье: Оно не очень-то дорого стоит. Кажется, что-то около шестидесяти центов.

Шрила Прабхупада: Но человек, неспособный увидеть разницу между автомобилем и его водителем, подобен ребенку. Ребенок полагает, что автомобиль ездит сам по себе, автоматически. Но это очевидная глупость. Машиной управляет водитель. Ребенок может не знать этого, но если, повзрослев и получив образование, он по-прежнему не знает этого, то чего стоит его образование?

Д-р Оливье: На Западе все образование, которое может получить человек, — это начальное, среднее и высшее. В нем действительно нет места глубокому изучению души.

Шрила Прабхупада: В Москве я говорил с одним профессором. Возможно, вы его знаете — это профессор Котовский. Он преподает в советской Академии наук. Я беседовал с ним около часа. Он сказал: «Со смертью этого тела всему приходит конец». Я был удивлен, услышав это. Он очень крупный ученый, однако ничего не знает о душе.

Д-р Оливье: Один ученый из Вены читает здесь курс индологии. Но чему он обучает, основам какой философии, я не знаю. У него около сорока студентов. В сущности, они должны были бы начать с детального изучения «Бхагавад-гиты» и на этом фундаменте строить всю свою философию.

Шрила Прабхупада: Тогда почему бы не пригласить кого-нибудь читать курс по «Бхагавад-гите как она есть»? Это очень важно.

Д-р Оливье: Наш университет, я бы сказал, просто обязан организовать глубокое изучение этой темы.

Шрила Прабхупада: Духовное образование начинается с досконального изучения «Бхагавад-гиты».

Д-р Оливье: Очевидно, это именно то, что нужно каждому. Наша индийская община здесь, в Южной Африке, явно не имеет четкого понятия о том, что такое индуизм. Особенно молодые люди — они живут в полном вакууме. Они не же лают принимать никакую религию, поскольку так ведут себя все окружающие. Они и не христиане, и не мусульмане, и не индусы. По большей части они просто невежественны.

Шрила Прабхупада: Им следует указать истинный путь. Путь, который указывает «Бхагавад-гита», — это изначальный, без ошибочный путь.

Д-р Оливье: В нашей индийской общине в Южной Африке не так много образованных людей. Индийцы в подавляющем большинстве приезжали сюда для работы на сахарных плантациях — как батраки. Лишь немногие были ювелирами, портными и т.п. В течение последних ста лет они боролись против высылки обратно в Индию. Им приходилось биться за кусок хлеба и свое собственное место в этой стране. Как я понимаю, они должны обратить особое внимание на сущность своих собственных убеждений и веры. Я много раз говорил им, что их присутствие в нашей стране, с их культурой, является для нас большим благом и что они не должны порывать со своими корнями, ведь тогда они повиснут в пустоте. Но они не знают, к кому обратиться. Поэтому все мы: и они, и я, и другие — главным образом хотели бы знать, как можно возродить в себе духовность и как это может отразиться на повседневной жизни.

Шрила Прабхупада: Все это объясняется в «Бхагавад-гите»: как обрести покой в этом мире и как возвратиться домой, к Богу.

Д-р Оливье: Но как сделать, чтобы современный человек добровольно пошел на этот эксперимент? Мы так далеко уклонились от духовного пути, что не знаем, с чего начать, — в этом наша истинная трагедия. И невозможно найти даже несколько десятков истинных верующих, чтобы узнать, сколько Своей мудрости Бог готов передать нам.

Шрила Прабхупада: Бог дает Самого Себя. Мы только должны принять Его. Но для этого нужно некоторое усилие. Все остальное уже есть. Бог говорит, что душа вечна, а тела меняются. Могу привести очень простой пример. Мальчик становится юношей, юноша в конце концов становится старцем. Это неоспоримый факт. Его могу понять я, можете понять вы. Это очень просто. Я помню, как прыгал в детстве, а теперь у меня другое тело, и я не могу больше прыгать. Я сознаю, что раньше у меня было одно тело, а теперь другое. Тело меняется, но я как личность вечно остаюсь неизменным. Чтобы понять это, не требуется больших умственных усилий. Я владелец тела, и я вечная душа. Тело меняется.

Д-р Оливье: Мы согласились с этим, но возникает новая проблема: что из этого следует?

Шрила Прабхупада: Да, если я соглашаюсь, что я не тело, но при этом занят только тем, что забочусь о благополучии тела, пренебрегая своим истинным «Я», то я поступаю неверно. Если, например, я буду трижды в день стирать свою рубашку и чистить костюм и при этом отказывать себе в еде, это будет неразумно. Современная цивилизация совершает подобную ошибку. Если я буду заботиться о чистоте вашей рубашки и костюма, не давая вам никакой еды, долго ли вы будете это терпеть? Я хочу, чтобы вы это поняли. Вот в чем наша основная ошибка. Материалистическая цивилизация обеспечивает заботу о теле и его благополучии. Но о владельце тела, вечной душе, никто не заботится. Поэтому никто не знает покоя. Люди меняют один «изм» на другой, капитализм на коммунизм, но не знают, в чем их ошибка.

Д-р Оливье: Разница между «измами» небольшая. И то и другое — материализм.

Шрила Прабхупада: Коммунисты полагают, что достаточно взять власть в свои руки и все устроится само собой. Но ошибка остается той же: и коммунисты, и капиталисты заботятся лишь о теле, то есть оболочке, а не о вечной частице внутри тела — душе. Душа должна обрести умиротворение — тогда везде воцарится мир.

бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухрдам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим рччхати

(Ученику) Прочти этот стих.

«Человек, полностью сознающий Меня, знающий, что в конечном счете только Я наслаждаюсь плодами всех жертвоприношений и подвижничества, что Я — верховный повелитель всех планет и полубогов, а также благодетель и благожелатель всех живых существ, избавляется от материальных страданий и обретает умиротворение».
(Бхагавад-гита, 5.29)

Шрила Прабхупада: Это означает, что каждый должен знать, кто такой Бог. Поскольку вы — неотъемлемая частица Бога, вы уже связаны с Ним очень близкими отношениями. Наша обязанность — познать Бога. А в настоящий момент никто ничего не знает о Нем. У людей нет полного знания.

Д-р Оливье: Если спутник в небе может передавать сигнал от одного полюса Земли до другого, нет никаких сомнений, что Бог может явить и Свой Дух, и Свой разум всякому, кто готов повиноваться Его воле, кто искренне хочет познать Его и следовать Его велениям.

Шрила Прабхупада: Да, да. Поэтому здесь, в «Бхагавад-гите», Бог описывает Самого Себя. Чтобы понять Его высказывания, мы должны использовать логику и здравый смысл. Тог да мы получим правильное представление о Боге.

Д-р Оливье: Да, но как достичь этого?

Шрила Прабхупада: Учение здесь, перед вами. Мы должны понять его, обсуждая все с людьми, сведущими в духовной науке.

Д-р Оливье: Согласен. С этого-то, видимо, и следует начать. Мы должны сесть и обсудить это, точно так же, как ученые обсуждают научные эксперименты.

Шрила Прабхупада: Здесь даётся метод постижения этой науки.

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах

(Ученику) Найди этот стих.

«Чтобы познать истину, обратись к духовному учителю. Вопрошай его со смирением и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».
(Бхагавад-гита, 4.34)

Шрила Прабхупада: Прочти комментарий.

Ученик: «Путь самоосознания, без сомнения, очень труден. Поэтому Господь советует нам найти истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности, которая ведет начало с Самого Господа. Того, кто не принадлежит к цепи ученической преемственности, нельзя считать истинным духовным учителем. Первым духовным учителем является Сам Господь, и человек, получивший это знание по цепи ученической преемственности, способен пере дать ученику слова Господа в неискаженном виде.

Природу духа нельзя постичь, выдумав собственный метод, как это делают невежественные самозванцы. В Шримад-Бхагаватам (6.3.19) сказано: дхармам ту сакшад бхагават- пранитам. Путь религии указывает людям Сам Господь. Поэтому философские рассуждения или бессмысленные словопрения не выведут человека на верный путь. Нельзя достичь духовного совершенства и с помощью самостоятельного изучения священных книг.

Чтобы получить необходимые знания, необходимо найти истинного духовного учителя, беспрекословно исполнять все его указания и служить ему, не гнушаясь даже черной работой. Секрет успеха в духовной жизни заключается в умении удовлетворить духовного учителя. Пытливость и смирение — два качества, одинаково необходимых для понимания духов ной науки. До тех пор пока мы не станем послушными слугами истинного духовного учителя, наши вопросы, обращенные к нему, будут бесполезны. Каждый должен пройти через испытания, которое устраивает духовный учитель, и, когда он убедится в искренности ученика, он немедленно благословит его и откроет ему истинное духовное знание.

В этом стихе Господь отвергает как слепое следование учителю, так и обращение к нему с бессмысленными вопросами. Мы должны не просто смиренно внимать духовному учителю, но и добиваться ясного понимания сказанного, став его послушным слугой и задавая ему вопросы. Истинный духовный учитель всегда добр к ученику, поэтому, если ученик послушен и с готовностью служит учителю, он получит от него ответы на все вопросы и обретет духовное знание».

Шрила Прабхупада: Вот вам наглядный пример: эти европейские и американские юноши происходят из обеспеченных семей. Почему же они служат мне? Я индиец, представитель бедной страны. Я не могу платить им. Я приехал на Запад почти без денег, всего с сорока рупиями. В Америке такой мизерной суммы хватит лишь на час. Они следуют моим наставлениям по велению сердца и потому духовно развиваются. Пранипатена парипрашнена — они задают вопросы, а я стараюсь ответить на них. Все мои ученики уже обрели твердую веру. Они служат мне как простые слуги. Таков наш метод.

Если духовный учитель — не самозванец, а ученик по-настоящему искренен, то ученик непременно обретет знание. В этом весь секрет. Йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау — ведическое знание открывается тем, кто верит в Господа и в духовного учителя. Поэтому в ведическом обществе учеников обязательно посылают жить в гурукулу [дом духовного учителя]. Это правило распространяется даже на царских сыновей, не говоря уже о других. Даже Кришна дол жен был отправиться в гурукулу.

Расскажу вам одну историю. Однажды Кришна вместе со Своим школьным товарищем отправился в лес, чтобы на брать хвороста для Своего духовного учителя. Неожиданно разразилась гроза, полил дождь, и они не могли выбраться из леса. Всю ночь они провели в лесу, терпя тяжкие лишения. На следующий день гуру, их учитель, вместе с другими учениками отправился в лес на розыски и нашел их. Таким образом, да же Сам Кришна, которого мы чтим как Верховного Господа, вынужден был посещать гурукулу и смиренно служить Своему духовному учителю. Так все ученики в гурукуле учатся проявлять послушание и заботиться исключительно о благополучии гуру. Их с само го раннего возраста учат беспрекословно повиноваться учителю. Затем гуру из любви к своим ученикам с открытым сердцем учит их всему, что знает сам. Ни о каких деньгах нет и речи. Все образование основано на любви.

Д-р Оливье: Кое-что из рассказанного вами здесь я, пожалуй, мог бы принять лишь с трудом, просто из-за своей неосведомленности. Но в принципе я признаю, что Бог обитает внутри нас и что, если мы полагаемся на Него, Он всегда знает, как о нас позаботиться. Наш долг — прожить жизнь так, что бы Он был доволен нами. И вот тут-то нас поджидает трудность: чтобы выполнять все правила, необходимо вдохновение. Такая жизнь станет реальностью, только если мы будем идти этим путем вместе с другими, разделяющими наши убеждения.

Шрила Прабхупада: Для этого у нас и есть Международное общество сознания Кришны — мы показываем людям, как посвящать свою жизнь Богу. Это необходимо. Без практической деятельности в сознании Бога наши знания останутся голой теорией. Они могут принести некоторую пользу, но наш путь удлинится. Мои ученики обучаются практической духов ной жизни, и они уже твердо стоят на этом пути.

Д-р Оливье: Разрешите выразить вам свою признательность. Я молюсь, чтобы Бог благословил ваш приезд в нашу страну.

Шрила Прабхупада: Харе Кришна.

Источник: Путешествие вглубь себя

Оцените материал
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
На Голоку!
Добавить комментарий