Веды называют шесть внутренних врагов человека, которые порождают все наши проблемы и являются основными препятствиями между нами и Богом, между нами и счастьем. Вот они: зависть, вожделение, гнев, жадность, безумие, иллюзия.
Как они связаны между собой?
Веды говорят, что падение души из Абсолютной Реальности в этот материальный мир начинается с того, что душа начинает завидовать красоте и могуществу Бога. Когда зависть (враг №1) поселилась в сердце, душа уходит из Духовного мира и попадает в мир материальный. В Духовном мире основой бытия является любовь к Богу и служение Ему. Когда, оказавшись в материальном мире, душа лишается общества Бога, нереализованное чувство любви и стремление к прекрасному (к Богу) превращается в вожделение (враг №2). Принципиальное отличие вожделения от любви состоит в том, что любовь — это желание бескорыстно служить объекту своей любви, а вожделение — это желание корыстно наслаждаться самому и эксплуатировать все вокруг. Если вожделение не удовлетворяется, оно перерастает в гнев (враг №3), а если удовлетворяется, тогда оно порождает жадность (враг №4), так как хочется еще повторить удавшийся опыт. В обоих случаях жадность и гнев порождают безумие (враг №5), которое проявляется в потере разума и неспособности контролировать себя. Последней фазой этих трансформаций является иллюзия (враг №6). Иллюзия состоит в том, что, дойдя до безумия, душа совершенно забывает о своей вечной природе и полностью отождествляет себя с временным физическим телом. Это ложное самоотождествление заставляет душу двигаться в противоположную своим интересам сторону. Это и есть иллюзия.
Бхагават-Гита 2.62-63
дхйа̄йато вишайа̄н пум̇сах̣
сан̇гас тешӯпаджа̄йате
сан̇га̄т сан̃джа̄йате ка̄мах̣
ка̄ма̄т кродхо ’бхиджа̄йате
кродха̄д бхавати саммохах̣
саммоха̄т смр̣ти-вибхрамах̣
смр̣ти-бхрам̇ш́а̄д буддхи-на̄ш́о
буддхи-на̄ш́а̄т пран̣аш́йати
Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни.