Акбар и Бирбал, царь и его советник — реальные персонажи в Истирии Индии. Различные притчи и истории о царе Акбаре и его советнике Бирбале являются неотъемлемой частью богатой индийской традиции фольклора и преданий, полны нравственных, религиозных и духовных поучений.
Среди королевских дворов 16 века вряд ли где-нибудь в мире нашёлся бы такой, который мог бы соперничать по богатству и разнообразию культурной жизни с двором могольского императора Акбара. Этот могущественный император правил Индией с 1556 по 1605 год, сделав её единой и сильной державой. Бирбал был одним из девяти членов совета «наваратны», состоявшего из самых приближённых советников императора. Он выполнял военные и административные обязанности, и в то же самое время был очень близким другом Акбара, который очень ценил его мудрость и остроумие. Различные притчи и истории о Бирбале и Акбаре являются неотъемлемой частью богатой индийской традиции фольклора и преданий.
Бирбал
Бирбал (1528—1586) — великий визирь при дворе могольского императора Акбара. Был одним из девяти членов совета «наваратны», состоявшего из самых приближённых советников императора.
Бирбал выполнял военные и административные обязанности, и в то же самое время был очень близким другом Акбара, который очень ценил его мудрость и остроумие. Различные притчи и анекдоты о Бирбале и Акбаре являются неотъемлемой частью богатой индийской традиции фольклора и преданий.
Бирбал, урождённый Махеш Дас, родился в 1528 году в деревне Гхогхара в районе Сидхи (ныне штат Мадхья-Прадеш в Индии), в образованной, но бедной семье брахманов, преданных Господа Кришны. Позднее он получил известность как поэт и писатель, чья мудрость и остроумие побудили императора Акбара пригласить его в качестве советника при дворе. Акбар дал ему новое имя Бирбал и пожаловал ему титул «раджа».
Бирбал погиб в битве при Маландари в Северо-Западной Индии, при попытке подавить восстание афганских племён. Говорится, что Акбар в течение долгого времени оплакивал его смерть, которая, по всей видимости, произошла в результате предательства, а не военного поражения.
Акбар
Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар, более известный как Акбар Великий (14 октября 1542, Умеркот, Синд — 17 октября 1605, Фатехпур-Сикри) — третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала большую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство.
Дружба Акбара и Бирбала
Среди королевских дворов 16 века вряд ли где-нибудь в мире нашёлся бы такой, который мог бы соперничать по богатству и разнообразию культурной жизни с двором императора Акбара. Этот могущественный император правил Индией с 1556 по 1605 год, сделав её единой и сильной державой. Мусульманин по рождению, он отличался веротерпимостью и окружал себя талантливыми людьми вне зависимости от их вероисповедания. Гарем у него тоже был интернациональный и состоял из индианок, персианок, мусульманок и даже одной христианки. Имея в руках верховную власть, он использовал её не ради подавления других, а ради процветания страны и взаимного доверия в обществе. В течение его почти пятидесятилетнего правления Индия стала общим домом для представителей многих вер и народов. Акбар впервые уравнял в правах индуистов и мусульман, отменил несправедливые подати, да и сам мечтал править страной так же справедливо, как если бы на его месте был сам Господь Бог.
Сам император был разносторонней и незаурядной личностью, настолько удачливой в своих намерениях, что под конец жизни он стал склонен к частичному самообожествлению. Он стал печатать монеты с надписью Аллах у Акбар, что могло трактоваться как Бог есть Акбар, пытался ввести новый календарь и новую религию Дин Аллахи. Его взгляды далеко шагнули за пределы мусульманской ортодоксии, что вызывало недовольство правящей мусульманской элиты, но при его жизни никто не смел открыто ему противостоять. Однако после его смерти мусульманское меньшинство постепенно отошло от правил веротерпимости и стало управлять индуистским большинством с помощью силы и насилия. Акбар же понимал, что невозможно сделать страну великой с помощью угнетения и подавления. Великое можно делать, только подавая пример и отдавая. Он не стал разрушать индуистские храмы и культуру, а дополнил её теми лучшими достижениями, которыми славился мусульманский восток.
Среди его современников также были незаурядные и яркие личности, такие как великий певец Тансен, от голоса которого сами по себе зажигались свечи, и человек редчайшего ума, индуист по происхождению Бирбал (ударение на и). Они входили в число девяти придворных, которых Акбар называл своими девятью драгоценностями. Общество своих любимых придворных император ценил даже больше, чем отношения с жёнами и детьми. Бирбалу он позволял подшучивать даже над самим собой, причём весьма остро. Если бы император не был бы столь либерален, вряд ли Бирбалу удалось в полной мере раскрыть свой талант. Но именно из-за свободомыслия и веротерпимости Акбара шутки и мудрости его министра Бирбала дошли до наших дней.
Дружба Акбара и Бирбала вызывала острую ревность со стороны некоторых придворных-мусульман. Однажды Бирбал тоже резко отозвался о традициях ислама, за что один из военачальников-мусульман назвал его проклятым неверным. Акбар встал на сторону Бирбала и пригрозил военачальнику, что бросит ему в лицо туфли, наполненные нечистотами, если тот не прекратит нападать на иноверцев.
Так или иначе, Бирбал был столь яркой звездой своего времени, которую было невозможно затмить. Он умел говорить метко, но вежливо очень нелицеприятные для Акбара вещи, которые император, к чести для его разума, умел спокойно проглатывать. Не зря Акбар сравнивал его ум с философским камнем, от прикосновения с которым всё становится золотом. В битвах остроумия только Бирбал был для Акбара достойным противником, и только от Бирбала он мог ожидать ответа на такие замысловатые вопросы, как «почему на ладонях не растут волосы?» или «почему река плачет?». На эти и на другие вопросы вместе с императором ответ найдут и наши читатели.
Дом Бирбала и по сей день можно увидеть неподалёку от Агры, в Фатехпурсикри.
История знакомства Акбара и Бирбала
Доподлинно неизвестно, где и когда познакомились Акбар и Бирбал, но история, похожая на сказку, гласит так: в стародавние времена стоял на берегу реки Ганги город, в том месте, где она сливается с рекой Ямуной, прозванный бестолковым, и правил им бестолковый раджа. Из-за всеобщей бестолковости все товары в городке были в одну цену, и все дела шли бы совершенно по-дурацки, если бы править городком не помогал министр дурацкого царя по имени Бирбал. Местный раджа охотно доверял Бирбалу вести все дела, поскольку своего разума у него не было. Правда, во время Бирбала дурацкий городок процветал, и все жители были довольно счастливы.
Но вот однажды в окрестности городка судьба занесла императора Акбара.
Возвращаясь из похода, он разбил на берегу реки Ямуны свой лагерь. С берега реки Акбар увидел бестолковый городок, окружённый крепостной стеной, и решил пригласить к себе в гости его раджу. Бестолковый градоправитель, получив приглашение, очень испугался. Он решил, что Акбар захочет присоединить его городок к своим владениям, и тотчас же позвал к себе Бирбала, чтобы спасти своё бестолковое царство.
Бирбал попросил глупого раджу не волноваться и во всём положиться на него. Увидев хитрый огонёк в глазах Бирбала, раджа успокоился и спокойно уснул. В это же время Бирбал приготовил лодку, в которой назавтра он вместе с глупым раджей должен был ехать к императору. В лодку он положил кирпичи, камни и цемент, а для чего – вы увидите в дальнейшем.
Наутро Бирбал и бестолковый раджа сели в лодку и направились к Акбару. Переправившись через реку, они вышли на берег и направились к лагерю, где впервые увидели императора. Глупый раджа, весь дрожа, произнёс: «О великий из великих! Отчего я, бедный и недостойный, стою перед вашими благородными стопами? Не это ли маленькое королевство, от которого ни толка, ни прока нет, этому причиной?»
Услышав слова непутёвого раджи, император улыбнулся. В ответ на его робкие слова он сказал: «Что, раджа, беспокоишься за своё маленькое царство? Не бойся, я его не трону. Однако скажи мне одну вещь: почему я звал тебя одного, а ты приехал со своим министром, да ещё привёз в лодке кирпичи, камни и цемент?»
Не зная, что ответить, глупый раджа уставился на Бирбала с вопросом в глазах. Тот загадочно улыбнулся, поклонился императору и ответил: «О, великий махараджа! Всё это я взял с собой потому, что в вашем сердце есть желание построить на месте слияния трёх рек могучую крепость. Для этого вы и пригласили нашего раджу к себе, не так ли?»
«Как ты догадался? – спросил император. – Однако я вижу, что ты очень умён!» В этот миг звёздный час Бирбала настал, и император Акбар с первой же встречи захотел взять Бирбала с собой.
Посмотрев в сторону непутёвого раджи, он сказал:
«Махарадж! С этого дня Бирбал будет со мной, я его забираю!»
Что мог поделать бестолковый раджа? Пришлось бедняге отдать Бирбала и вернуться в своё непутёвое царство одному. С этого дня все дела в его королевстве запутались и даже, как говорят, окружающая город крепость перевернулась с ног на голову, да так до сих пор и стоит.
Со временем Акбар всё же построил крепость на месте слияния трёх великих рек, и она до сих пор стоит возле Аллахабада. Говорят, от этой крепости до самого Дели вёл подземный ход.
Вот так император Акбар и получил Бирбала – самую ценную жемчужину среди всех своих драгоценностей. Они стали неразлучными друзьями на всю жизнь.