Подборка биографических материалов о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре: жизнеописание, лекции, фильмы и книги.
Вся жизнь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура есть проявление непостижимой воли Господа Кришны, поскольку все события, связанные с жизнью ачарьи с самого момента его явления и вплоть до последнего мига его земного существования так же непостижимы, как рождение, деяния и уход Верховного Господа.
- Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — джагат гуру — учитель всего мира
- Рождение, детские и юношеские годы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
- Встреча Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура со своим духовным учителем и духовное посвящение
- Проповедническая деятельность Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
- Лекции и выступления посвящённые Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру
- «Джагат-гуру» — документальный фильм о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре
- Шри Бхактисиддханта вайбхава — книга биография Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (Бхакти Викаша Свами)
- Луч Вишну — книга биография Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (Рупа Виласа дас Адхикари)
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — джагат гуру — учитель всего мира
шри гуру-вандана кори танхара чарана дхори
Я предлагаю почтительные поклоны моему духовному учителю Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде, припав к его лотосным стопам. Я склоняюсь также перед всеми моими шикша-гуру, которые подобны древам желаний, и молю: «Пожалуйста, будьте милостивы ко мне и избавьте меня от всех скорбей».
шрибхактисиддханта прабхупада
ара йата шикшагуру сабе ванчха-калъпа-тару
крипа кара гхучука вишада
Мангалачарана Гитара-ганы Шрилы Прабхупады, стих 1
Рождение, детские и юношеские годы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
«…Кардама Муни мечтал о ребенке, который будет лучом Верховной Личности Бога. Люди должны рожать детей, способных исполнить свой долг перед Вишну, иначе и незачем зачинать детей. У благочестивых отцов рождаются дети двух типов: одни получают воспитание в сознании Кришны и уже в этой жизни освобождаются из когтей майи, а другие являются лучами Верховной Личности Бога и несут людям знание о высшей цели жизни. У Кардамы Муни родился именно такой сын — Капила — воплощение Личности Бога, сформулировавший принципы философии санкхьи… Около ста лет назад Тхакур Бхактивинода, подобно Кардаме Муни, был грихастхой и тоже мечтал о сыне, который будет повсюду проповедовать философию и учение Господа Чайтаньи. Вняв его молитвам, Господь ниспослал ему сына — Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджа, действуя через своих истинных учеников, он проповедует философию Господа Чайтаньи по всему миру и поныне».
Шримад-Бхагаватам» 3.22.19, комментарий Шрилы Прабхупады
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур явился в Пурушоттама Кшетре (Джаганнатха Пури), в пятницу, 6 февраля 1874 года. Уже само его рождение говорит о том, что он пришёл из духовного мира. Его отцом был величайший святой, Шрила Бхактивинода Тхакур, возродивший чистое учение гаудия-вайшнавизма и донесший его до бесчисленных искренних сердец. Сарасвати Tхакур, его четвертый сын, родился, обвитый пуповиной, словно брахманским шнуром. Его тело украшали все признаки великой души. Астролог, составлявший его гороскоп, был потрясен: за всю свою долгую практику ему не приходилось видеть такого. Он предсказал, что этот новорожденный прославится своей святостью и станет величайшим духовным учителем.
Шрила Бхактивинода Tхакур назвал сына Шри Бимала Прасадом, что значит «милость Шримати Бималы Деви, божественной энергии Господа Джаганнатхи».
Когда Бимала Прасаду было шесть месяцев, в Джаганнатха Пури проходил традиционный ежегодный праздник Ратха-ятры. Колесница Господа Вселенной двигалась по улицам города в окружении сотен тысяч ликующих людей. Возле дома Бхактивиноды Тхакура она остановилась, и в течение трёх дней никто не смог её сдвинуть с места.
Шримати Бхагавати Деви, мать Бимала Прасада, по просьбе своего супруга вынесла мальчика, чтобы он получил даршан Господа Джаганнатхи. Опустившись на колени перед Божеством, она предложила Ему своё дитя. В эту минуту с шеи Повелителя Вселенной соскользнула гирлянда и, упав на младенца, обвила его. Это был знак особой милости Господа, вызвавший восторг среди всех, кому посчастливилось быть тому свидетелями. После этого колесница Господа Джаганнатхи продолжила своё движение. Позднее, когда во время ритуала перед ним положили с одной стороны монеты, а с другой — «Шримад Бхагаватам», чтобы определить, чему ребенок посвятит свою жизнь — мальчик уверенно потянулся к Священному Писанию.
С раннего детства мальчик слушал проповедь своего отца с восторженным вниманием. Ребенок полностью погружался в слушание о сознании Кришны, чем приводил в изумление родственников и самого Шрилу Бхактивинода Тхакура. К семи годам Бимала Прасад знал наизусть все шлоки «Бхагавад-Гиты» и мог объяснить смысл каждого стиха. Он обладал великолепной памятью и был способен дословно воспроизвести текст, прочитав его лишь однажды. Школьные учителя, пораженные глубиной его знаний и остротой ума, присвоили ему титул Сиддханта Сарасвати — «повелитель духовной науки». Позже он выучился редактированию и вычитыванию корректуры в типографии Шрилы Бхактивинода Тхакура, где печатался его журнал «Саджджана-тошани». В одиннадцать лет Бимала Прасад посетил вместе с отцом различные святые места, где являл Свои игры Господь Чайтанья Махапрабху.
В возрасте восемнадцати лет Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур окончил школу и поступил в Санскритский колледж в Калькутте. Как и раньше, он не уделял особого внимания обязательной программе, но находил время читать все философские книги, какие только были в библиотеке. Через три года, не желая тратить силы и время на изучение мирского знания, буду-щий ачарья покинул колледж, чтобы полностью посвятить себя преданному служению.
Встреча Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура со своим духовным учителем и духовное посвящение
В Годрума Двипе Навадвипа Дхамы Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур встретился c великим святым вайшнавом Шрилой Гауракишорой Дасом Бабаджи, который подарил молодому человеку несколько кусков веревки с узлами, служивших ему четками, деревянный штамп для нанесения тилаки, шапку и корзину с предметами для поклонения. Эту корзину и шапку Гауракишора Дас Бабаджи получил от своего духовного учителя.
Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура с первого взгляда привлекли лотосные стопы этого святого вайшнава. Он пожелал стать его учеником и после нескольких настойчивых обращений и уговоров в 1900 г. Бимала Прасад получил посвящение и духовное имя Шри-Варшабханави-деви-дайита дас («верный слуга возлюбленного Радхарани»). Вскоре, в 1909 году, у него уже появились первые ученики.
Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур говорил, что настоящее служение Кришне – это проповедь, а не джапа.
Дух служения, преданности Миссии – вот что действительно важно.
Сарасвати Tхакур говорил, что гопи никогда не перебирают четки, но заняты самым высшим служением Кришне во Вриндаване. Бхакти измеряется не количеством кругов джапы или прочитанных книг, а глубиной преданности и чистотой сознания. Как воины армии Господа Чайтаньи, вайшнавы должны идти от двери к двери, объясняя людям концепцию сознания Кришны.
Проповедническая деятельность Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
В 1911 году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур прочёл свою знаменитую лекцию «Брахман и вайшнав». Он начал свою речь цитатами из священных писаний, прославлявшими качества брахманов. Однако затем он привёл стихи, доказывающие, что вайшнав, даже рожденный в низкой семье, выше брахмана. И таких цитат было гораздо больше… Так он неопровержимо доказал, что чистые преданные, независимо от положения в обществе, достойны высшего поклонения. Убежденные его речами, многие в те дни приняли у него посвящение.
Шрила Рупа Госвами описывает качества госвами в первом стихе Шри Упадешамриты:
вачо вегам манасах кродха-вегам джихва-вегам ударопастха-вегам
«Здравомыслящий человек, способный обуздать желание говорить, требования ума, гнев, а также побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми необходимыми качествами, чтобы принимать учеников повсюду в мире».
этан веганйо вишахета дхирах сарвам апимам притхивим са шишйат
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, будучи вечно освобождённой душой, вёл крайне отрешенный образ жизни. Ему необязательно было проходить формальный обряд отречения, но всё же, в целях широкой проповеди и для того, чтобы показать пример следования Дайви-варнашрама дхарме, он решил принять санньясу. 7 марта 1918 года, в благословенный день явления Шримана Махапрабху, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур принял омовение в водах Ганги, и, облачившись в шафрановые одежды, смиренно склонился перед изображениями своего Гуру. Он принял санньясу в Шри Маяпур Дхаме, во Враджапаттане, согласно всем ведическим правилам. Храня в сердце наставления Гурудева, он принёс обеты триданда-санньясы, то есть поклялся посвятить служению Господу свои тело, ум и речь.
В тот же день он основал Шри Чайтанья Матх, где установил Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радхи-Говинды. Став санньяси, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур проявил небывалые отрешенность и аскетизм. В период чатурмасьи (четырех месяцев сезона дождей) он сам готовил себе еду один раз в день, спал на голом полу и никогда не принимал пищу после захода солнца. Жарким летом в Маяпуре дверь его комнаты была постоянно закрыта, и он день и ночь повторял Святое Имя.
Последующие годы были наполнены невероятными событиями. Огромная, шумная Калькутта, которую все вайшнавы считали средоточием мирских соблазнов, стала очагом проповеднической деятельности Шрилы Сарасвати Тхакура.
5 февраля 1919 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур возродил всемирное общество вайшнавов – Шри Вишва-вайшнава-раджа Сабху. Название организации означало «Сообщество раджа-вайшнавов», лучших среди тех, кто следует по стопам Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, спасителя всех падших душ, воплотившихся в Кали-югу. В 1920 году организация была переименована и стала называться «Гаудия Матх» (слово «матх» означает «храм, место, где следуют правилам духовной жизни»). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур основал шестьдесят четыре Матха по всей Индии.
«Великой мридангой» Шрила Сарасвати Tхакур называл печатный станок, поскольку волны киртана, славящего Святое Имя в книгах журналах и газетах, расходятся по всему миру.
19 августа 1922 году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал издавать журнал «Гаудия», сразу получивший широкую известность.
В октябре 1926 года он стал издавать новый журнал «Надия Пракаша», в выпуске которого ему помогали близкие ученики. В 1927 году вышел из печати первый номер «Саджджана-тошани». Статьи писали сам Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и его близкие ученики. Этот журнал значительно повлиял на интеллектуальную атмосферу Индии.
Однажды на церемонии, посвященной открытию Багбазар Гаудия Матха, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал:
«Чтобы дать миру истинный хари-бхаджан, необходимо писать и издавать книги. Храмы, построенные в книгах и сердцах преданных, простоят долго, поэтому они важнее, чем храмы из кирпича и мрамора».
Печатные станки Гаудия Матха работали без остановки, целыми сутками, выпуская книги, журналы и брошюры. Трудно сосчитать, сколько изданий напечатали эти станки за годы жизни Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Вплоть до самых последних дней своей жизни Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур продолжал активную проповедь, все силы отдавая служению своим духовным учителям. Конец 1936 года он провёл в Шри Пури Дхаме, окруженный близкими учениками. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати тяжело болел, но его сознание всегда было занято в служении гуру и Махапрабху.
23 декабря 1936 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур дал свои последние наставления:
«Каждый из вас должен с великой решимостью проповедовать послание Шри Рупы Госвами и Шри Рагхунатхи Госвами. Наша цель – стать пылинками на лотосных стопах последователей Шри Рупы Госвами. Служите вместе, под сенью ашрая-виграхи; таким образом вы сможете удовлетворить трансцендентные чувства Верховного Повелителя недвойственной истины. В этом мире нужно жить просто, преследуя только одну цель – служение Господу. Не оставляйте служения, какие бы опасности, неприятности или гонения ни выпали на вашу долю. Вас не должно смущать, что большинство людей не желает слушать о трансцендентном преданном служении. Не переставайте слушать и проповедовать кришна-катху, это ваша бхаджана, единственное, что вам принадлежит. Прошу вас: всегда повторяйте Имя Господа, помня, что мы должны быть смиреннее травинки и терпеливее дерева».
Он оставил этот мир 1 января 1937 года. Для Шрилы Прабхупады, с одной стороны, это была большая утрата, но благодаря глубокому пониманию философии жизни и смерти, он реально осознавал, что для него важнее:
«Хотя с точки зрения материального восприятия Его Божественная Милость Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупада покинул этот материальный мир в последний день декабря 1936 года, я все-таки считаю, что Его Божественная Милость всегда со мной в форме своих вани, своих слов. Существуют две формы общения – вани и вапу; вани означает слова, а вапу – физическое присутствие. Физическое общение иногда возможно, а иногда нет, но вани существует вечно. Поэтому человек должен воспользоваться вани, а не физическим присутствием. «Бхагавад-гита», например, является вани Господа Кришны. Хотя Кришна лично присутствовал пять тысяч лет назад и больше не присутствует с материалистической точки зрения, «Бхагавад-гита» продолжает существовать».
«Шри Чайтанья-Чаритамрита», заключительное слово
После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж написал в его честь знаменитые строки:
«Он победил мир жадности и наживы, опроверг многочисленные учения имперсоналистов и даровал служение Радхе-Говинде, смягчив строгость поклонения своей любовью. Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в облике его божественных слов, его бхактисиддханта-вани, вечно пребудет в глубине моего сердца».
Если мы сидим и не пытаемся распространить Истину вокруг, если думаем, что люди, достигшие материального прогресса, настолько погрузились в совершенно другие проблемы, что им дела не будет до проповеди Атма-дхармы, если полагаем, что на Западе вечное послание Востока не найдёт себе сбыта, — если с такими мыслями мы сидим, предаваясь унынию, то не наступит и дня такого, когда мы сможем говорить об Истине во всеуслышание. Жаждущих Истины надо искать по всему миру!
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Душ, у которых есть жажда к Истине, надо подобрать отовсюду, где бы они ни находились. С торговой сумой, полной Истины, мы должны обойти каждый уголок земного шара. Кто знает, когда и к кому придет удача, кто и когда обратит свое лицо к Правде, поэтому, воспевая Киртану, проповедник должен обходить эту Землю снова и снова. Тогда-то мы увидим — тогда-то мы поймем, что повсюду можно найти таких искателей Истины, говорить Хари-Киртану которым значит снискать благо и для себя и для них.
Лекции и выступления посвящённые Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру
«Джагат-гуру» — документальный фильм о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре
Этот документальный фильм исследует политические и социальные события Индии, подводя к рассказу о Движении сознание Кришны. Он включает редчайшие, не публиковавшиеся ранее, кино-материалы, фотографии и интервью с учениками Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые расскажут о жизни этого великого святого и ученого. За свою жизнь Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур открыл множество храмов и напечатал тысячи книг о Сознании Кришны. Фильм рассказывает об экстраординарных усилиях, которые он и его ученики приложили, чтобы расширить Движение Господа Чайтаньи и дать духовное знание людям Запада. Фильм даёт более глубокое понимание глобального влияния проповеди Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и рассказывает о том, как его ученик А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада продолжил миссию своего духовного учителя, проповедуя на Западе и открывая храмы Харе Кришна по всему миру.
Шри Бхактисиддханта вайбхава — книга биография Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (Бхакти Викаша Свами)
В июне 2009 года Бхакти Викаша Свами завершил работу над биографией Бхактисиддханты Сарасвати, влиятельного вайшнавского религиозного деятеля и духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады. Бхакти Викаша Свами потратил более 20 лет на собирание материалов для этой книги, которую он озаглавил «Шри Бхактисиддханта вайбхава». Этот объёмный биографический труд на 1500 станицах был опубликован в трёх томах. В книге содержится много нового переведённого на английский материала, в том числе истории из жизни Бхактисиддханты, которые автор услышал от людей, лично знавших его. В первом томе «даётся биографический обзор, а также детальный анализ послания, миссии, и личности Бхактисиддханты Сарасвати». Во втором томе описываются трудности, с которыми столкнулся Бхактисиддханта в ходе проповеди гаудия-вайшнавизма в Индии. Там также приводятся биографические очерки ряда его учеников и последователей. В третьем томе содержится «обзор вклада Бхактисиддханты Сарасвати, с отрывками из его лекций, бесед, книг и статей, а также его астрологический чарт». Всё это сопровождают 9 цветных и 164 чёрно-белых фотографии.
👉 Заказать книгу Бхакти Викаши Свами «Шри Бхактисиддханта вайбхава» на английском языке
Луч Вишну — книга биография Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (Рупа Виласа дас Адхикари)
Эта книга, представляющая собой краткое изложение биографии Ом Вишнупады Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, — моё скромное подношение его лотосоподобным стопам через посредство моего духовного учителя Ом Вишнупады Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Надеюсь, ему доставит удовольствие эта попытка прославить удивительные деяния и высказывания его духовного учителя, которыми я упивался в течение нескольких последних месяцев и которые весьма приблизили меня к моему духовному деду. Общение с ним и его наставления очень сильно вдохновили меня.
Рупа Виласа дас Адхикари