Единение с Верховной Личностью Бога, Шри Кришной, океаном вечного блаженства — это есть настоящее, истинное счастье для которого мы предназначены. Когда человек понимает Кришну, океан наслаждения, он по-настоящему становится трансцендентно блаженным.
Кришна – этот звук трансцендентный. Кришна значит наивысшее наслаждение. Все из нас, каждое живое существо, ищет наслаждение. Но мы не знаем, как искать наслаждение совершенным образом. С материалистической концепцией жизни, каждый шаг в полном удовлетворении нашего наслаждения терпит неудачу, потому что у нас нет информации относительно настоящего уровня, на котором получается настоящее наслаждение. Последние несколько недель мы изучали, что мы не есть это тело; мы есть сознание. Не совсем сознание, потому что сознание, на самом деле, это признак нашей настоящей сущности: мы есть чистая душа, которая сейчас слилась с этим материальным телом. Современная материальная наука не придаёт этому значения; поэтому учёные иногда введены в заблуждение в своём понимании духовной души. Но духовная душа это факт, который каждый может понять присутствием сознания. Любой ребёнок может понять, что сознание это признак духовной души.
Весь процесс, который мы пытаемся изучить из Бхагавад-гиты (Песни Бога), состоит в том, как привести себя на этот уровень сознания. И, если мы действуем с этого уровня сознания, тогда мы сможем не быть снова принудительно втянуты в уровень телесной концепции; и, если мы сможем продолжить на этом уровне, если мы сможем продолжить действовать в чистом сознании, то, когда это тело прекратит своё существование, мы станем свободны от материальной загрязнённости, наша духовная жизнь будет воскрешена, и конечный результат будет такой, что в следующей жизни, когда мы покинем это тело, мы получим нашу, полную, вечную духовную жизнь. Дух, как мы уже обсуждали, описывается, как вечный.
Даже после разрушения этого тела, сознание не уничтожается. Сознание, скорее, переводится в другой тип тела, и снова делает нас озабоченными материальной концепцией жизни. Это также описано в Бхагавад-гите. В момент смерти, если наше сознание будет чистым, мы можем быть уверены, что наша следующая жизнь не будет материальной – наша следующая жизнь будет духовной. Если наше сознание не будет чистым в момент смерти, то, после ухода из этого тела, нам придётся принять другое материальное тело. Этот процесс не прекращается. Это закон природы.
Сейчас у нас есть конечное тело. Тело, которое мы видим, это грубое тело. Это как рубашка и пальто: под пальто есть рубашка, и под рубашкой тело. Подобным образом чистая душа покрыта рубашкой и пальто. Одежда – это ум, разум и ложное эго. Ложное эго означает неверную концепцию, что я есть материя, что я – продукт этого материального мира. Эта неверная концепция делает меня локализированным. Например, я думаю, что я индус, потому что я родился в Индии. Я думаю, что я американец, потому что я родился в Америке. Но, как чистая душа, я не индус и не американец. Я есть чистая душа. Это всё названия. Американец или индус, или немец, или англичанин; собака или кошка, пчела или летучая мышь, муж или жена: всё это названия. Эта свобода достигается, когда мы находимся в постоянном контакте с Высшим Духом, Кришной.
Международное Общество Сознания Кришны предназначено просто для того, чтобы поддерживать нас в постоянном контакте с Кришной. Кришна может быть в постоянных дружеских отношениях с нами, потому что Он всемогущий. Поэтому Он может быть в постоянном контакте через Свои слова. Его слова и Он не отличаются друг от друга. Это есть всемогущество. Всемогущество значит, что всё, что имеет отношение к Нему, имеет такое же могущество. Например, в этом материальном мире, если мы хотим пить, и хотим воды, то просто повторяя: «Вода, вода, вода, вода», мы не утолим жажду, потому что это слово не имеет такого же могущества, как вода сама по себе. Нам требуется вода в субстанции. Тогда наша жажда будет утолена. Но в трансцендентном, абсолютном мире, нет такого различия. Имя Кришны, качество Кришны, слово Кришны – всё есть Кришна, и обеспечивает одинаковое удовлетворение.
Некоторые люди возражают, что Арджуна разговаривал с Кришной, потому что Кришна присутствовал перед ним, в то время как в их случае, Кришна не присутствует. Так как же получить наставления? Но это не так. Кришна присутствует через Свои слова – Бхагавад-гиту. В Индии, когда мы говорим о Бхагавад-гите или Шримад-Бхагаватам, мы обычно выполняем поклонение с цветами или другими атрибутами, необходимыми для поклонения. В религии Сикхов, хотя у них нет формы Божества, они тоже поклоняются книге Грантх Сахиб. Возможно, некоторые из вас знакомы с обществом Сикхов. Они поклоняются Грантхе. Подобным образом, мусульмане поклоняются Корану. Подобным образом, в христианском мире, поклоняются Библии. Это факт, что Господь Иисус Христос присутствует через Свои слова. Кришна также присутствует через Свои слова.
Такие личности, как Бог или сын Божий, которые приходят из трансцендентного мира, сохраняют свою трансцендентную сущность, не загрязняясь материальной природой. Это их всемогущество. У нас привычно говорить, что Бог всемогущий. Всемогущество означает, что он не отличается от Своего имени, от Своего качества, от Своих занятий, от Своего наставления. Поэтому обсуждение Бхагавад-гиты, так же хорошо, как обсуждение с Самим Кришной.
Кришна восседает в вашем сердце, и в моём сердце тоже. Ишварах сарва-бхутанам хрд-деше ‘рджуна тиштхати [Бхагавад-гита 18.61]. Бог находится в сердце каждого. Он не вдали от нас. Он присутствует. Он настолько дружественный, что остаётся с нами в повторяющейся смене рождений. Он ждёт, чтобы увидеть, когда мы к нему повернёмся. Он настолько добрый, что хотя мы можем забыть о Нём, Он никогда не забывает о нас. Сын может забыть своего отца, отец никогда не забывает своего сына. Подобным образом, Бог, первородный отец всего, каждого, всех живых существ, никогда нас не оставит. У нас могут быть различные тела, но они наши рубашки-пальто. Они не имеют никакого отношения к нашей настоящей сущности. Наша настоящая сущность есть чистая душа, и эта чистая душа есть часть от части Всевышнего Господа. Существует 8 400 000 видов жизни. Даже биологи и антропологи не могут их точно сосчитать, но из авторитетного, открытого писания мы имеем эту информацию. Человеческие существа представляют 400 000 видов, и существует 8 000 000 других видов. Но Кришна, Всевышний Господь, говорит, что все из них, будь то зверь, человек, змея, бог, полубог – любой и каждый – все они, на самом деле, есть Его сыновья.
Отец даёт семя, а мать получает семя. Потом тело формируется в соответствии с материнским телом. И, когда тело полностью сформировалось, оно выходит – или из кошек, или из собак, или из человека. Это процесс размножения. Отец даёт семя, и оно эмульгирует с двумя видами секреций в матке матери, и в первую ночь тело формируется размером с горошину. Затем, постепенно, оно развивается. Развиваются и девять отверстий: два уха, два глаза, ноздри, рот, пупок, гениталии и анус.
В соответствии с предыдущей кармой, или действием, человек получает это тело, чтобы наслаждаться или чтобы страдать. Это есть процесс рождения и смерти. И после окончания этой жизни, человек опять умирает, и опять входит в матку какой-либо матери. Тогда появляется другое тело. Это есть процесс реинкарнации.
Мы должны быть усердны в стараниях, так как мы можем прекратить этот повторяющийся процесс рождения и смерти, и смены тела. Это прерогатива человеческой формы жизни. Мы можем остановить процесс повторяющейся смены рождения и смерти. Мы можем снова получить нашу настоящую духовную форму, и пребывать в блаженстве, полноте знания и бесконечной жизни. Это есть цель эволюции. Мы не должны это упустить. Весь процесс освобождения начинается, как только мы начали воспевание и слушание. Я хочу подчеркнуть, что воспевание святого имени Бога:
ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ КРИШНА, КРИШНА КРИШНА, ХАРЕ ХАРЕ,
ХАРЕ РАМА, ХАРЕ РАМА, РАМА РАМА, ХАРЕ ХАРЕ
и слушанье правды Гиты, также хороши, как непосредственное общение с Кришной. Об этом говорится в Гите. Этот процесс называется «киртан». Даже если человек не понимает языка, всё равно, через слушание он приобретает некую добродетель. Его благие достояния ведут его к благочестивой жизни, даже если он не понимает – такую это имеет силу.
Существует две темы касающиеся Кришны. Два вида тем, если точнее. Одна тема – это Бхагавад-гита. Это сказанное Самим Кришной. И другая тема, касающаяся Кришны – это Шримад-Бхагаватам. Это сказанное о Кришне. Итак, есть два типа Кришна катхи (обсуждение), и обе они одинаково могущественны, потому что они связаны с Кришной.
Так как Бхагавад-гита рассказана на поле битвы Курукшетры, некоторые люди спрашивают, какое нам дело до поля битвы? Нам нет никакого дела до поля битвы. Мы последователи знания духовной сферы. Тогда почему мы должны быть обеспокоены этим полем битвы? Потому что Кришна на этом поле битвы, и поэтому всё поле битвы стало Кришна-изированным. Подобно тому, как если пустить электрический ток через какой-либо металл, то весь металл становится электрически заряженным; таким же образом, когда Кришна заинтересован в каком-то деле, то это дело становится Кришна-изированным. Иначе, не было бы необходимости в обсуждении поля битвы Курукшетры. Это есть Его всемогущество.
Это всемогущество также описано в Шримад-Бхагаватам. Существует множество Кришна катхи. Ведическая литература полна ими. Веды означает, что они полны Кришна катхи. Писания, включая Веды, могут казаться разными, но они все предназначены для Кришна катхи. Если мы просто слушаем эти темы Кришны, какой тогда будет результат? Это есть чистая трансцендентная вибрация, и результатом будет духовное сознание.
На протяжении многих и многих рождений, мы накопили множество неблагоприятных вещей в наших сердцах, в связи с нашим материальным загрязнением. Многих и многих рождений – не только этого, но также и предыдущих. Когда мы исследуем наши сердца с Кришна катхой, тогда загрязнение, которое мы накопили, будет смыто. Наши сердца будут очищены от всего мусора. И как только весь мусор будет вычищен, тогда мы обнаружим себя в чистом сознании.
Очень сложно искоренить в себе все ложные обозначения. Например, что я индус. Не так легко сразу думать, что я не индус, а я душа. Подобным образом, прекратить отождествлять себя с этими телесными обозначениями – нелёгкая задача для любого. Тем не менее, если мы продолжим слушание Кришна катхи, это станет очень легко. Проведите эксперимент. Проведите эксперимент, чтобы увидеть, как легко вам становится освобождать себя от всех этих обозначений. Конечно, невозможно вычистить мусор из ума в мгновение ока, но мы осознаем сразу же, что влияние материальной природы ослабло.
Материальная природа работает в трёх режимах – благости, страсти и невежестве. Невежество – это безнадёжная жизнь. Страсть материалистична. Человек, который находится в режиме страсти, жаждет ложного наслаждения материальным существованием. Из-за того, что он не знает правды, он хочет выжать энергию из тела, просто чтобы наслаждаться этой материей. Это называется режим страсти. Касаемо тех, кто находится в режиме невежества, у них нет ни страсти, ни благости. Они в самой кромешной тьме жизни. Находясь в режиме благости, мы можем понимать, хотя бы теоретически, что есть я, что есть этот мир, что есть Бог, что есть наши взаимоотношения. Это режим благости.
Слушанием Кришна катхи, мы будем освобождены от стадий невежества и страсти. Мы будем находиться в режиме благости. По крайней мере, у нас будет знание – знание того, что мы из себя представляем. Невежество похоже на животное существование. Жизнь животного полна страданий, но животное не знает, что оно страдает. Возьмём положение кабана. Конечно, здесь в Нью-Йорке свиней не видно, но в Индии, в деревнях их можно увидеть. О, какая жалкая у них жизнь, они живут в грязном месте, питаются экскрементами и всегда нечистые. Тем не менее, кабан очень счастлив, поедая экскременты, постоянно сношаясь с самкой и просто толстея. Кабан становится очень жирным из-за духа наслаждения, который присутствует – для него, это чувственное удовольствие.
Мы не должны быть как свиньи, ложно думая, что мы счастливы. Работать тяжело денно и нощно и жить сексуальной жизнью – мы думаем, что таким образом мы очень счастливы. Но это не есть счастье. В Бхагаватам это описано, как счастье свиней. Человеческое счастье присутствует, когда человек находится в режиме благости. Тогда он может понять, что есть настоящее счастье.
В нашей повседневной рутине, если мы слушаем Кришна катху, то результатом будет вычищение всех грязных вещей из нашего сердца, накопившихся жизнь за жизнью. Собственно говоря, мы увидим, что мы больше не в невежестве или страсти, но мы находимся в режиме благости. Что это за положение?
Мы обнаружим, что мы жизнерадостны в любых обстоятельствах. Мы никогда не будем угрюмыми. В Бхагавад-гите мы найдём, что такое наше положение есть Брахма-бхута (высшая стадия благости). Веды учат нас, что мы не эта материя; мы есть Брахман. Ахам брахмасми. Шанкарачарья проповедовал эту истину миру. Мы не являемся этой материей; мы есть Брахман-дух. Когда наше духовное осознание будет по-настоящему исполнено, тогда изменятся наши признаки. Какие эти признаки? Когда человек находится в своём собственном духовном сознании, тогда у него нет ни страстного желания, ни жалобного сожаления. Жалобное сожаление при потерях и страстное желание при устремлениях. Две болезни характеризуют этот материальный мир: то, чем мы не владеем, мы страстно желаем. «Если я приобрету эти вещи, то я буду счастлив. У меня нет денег, но если я получу миллион долларов, тогда я буду счастлив». И когда у нас есть миллион долларов, каким-то образом он будет потерян. И мы будем плакаться: «О, я потерял его!» Когда мы страстно желаем заработать – это своего рода страдания. И когда мы претерпеваем потерю – это тоже страдание. Но если мы находимся в Брахма-бхуте, мы не будем ни страстно желать, ни сожалеть. Мы будем смотреть ровно на всех и на каждого. Даже если мы попадём в среду огненной турбулентности, мы не будем встревожены. Это есть режим благости.
Бхагаватам означает наука Бога. Если наука Бога будет неуклонно постигаться, мы будем находиться в статусе Брахма-бхуты. Исходя из статуса Брахма-бхуты, нам необходимо трудиться, поскольку труд здесь рекомендуется. Пока у нас есть это материальное тело, мы должны трудиться. Мы не можем прекратить трудиться; это невозможно. Но нам нужно перенять тактику йоги, и таким образом, даже выполнение обычной работы, в которую мы вовлечены по судьбе или по стечению обстоятельств, не несёт никакого вреда. Предположим, что кто-то по роду своей деятельности, должен говорить ложь, иначе его бизнес не сможет дальше существовать. Лгать это не очень хорошо, и человек приходит к выводу, что бизнес основывается не на совсем моральных принципах, и поэтому от него нужно отказаться. Однако в Бхагавад-гите, мы находим предписание не отказываться. Если даже мы поставлены в такие обстоятельства, что наша жизнедеятельность не может обеспечиваться без некоторой нечестной практики, нам не стоит отказываться. Но мы должны попытаться сделать её очищенной. Как это очищенной? Мы не должны принимать плод нашего труда. Он предназначается Богу.
Сукрита означает благочестивые деяния. И Душкрита означает неблагочестивые деяния. Мы совершаем либо благочестивые деяния, либо неблагочестивые деяния, – или есть смешение благочестивых и неблагочестивых. Господь Кришна советует, что нам следует действовать со знанием или преданностью Всевышнему. Что означает это знание? Оно означает, что я являюсь неотъемлемой частью Высшего Сознания, или что я не есть это тело. Если я отождествляю себя как американец, либо как индус, либо как это или то, тогда я на материальном уровне. Мы должны отождествлять себя не как американец, не как индус, а как чистое сознание. Я есть подчинённое сознание Высшего Сознания; другими словами, я есть слуга Бога. Бог – это Высшее Сознание, и я Его слуга. Так, по нашему настоящему пониманию, подчинённый значит слуга.
Обычно мы не выполняем работу как слуга по отношению к Богу. Никто не хочет быть слугой, но каждый хочет быть хозяином, потому что стать слугой – это не очень приятная вещь. Но стать слугой Бога – не совсем то же самое. Иногда слуга Бога становится хозяином Бога. Настоящее положение живого существа – быть слугой Бога, но в Бхагавад-гите, мы видим, что хозяин, Кришна, стал слугой Арджуны. Арджуна сидит в колеснице, а Кришна возничий. Арджуна – не владелец колесницы, но в духовных отношениях, мы не должны цепляться за концепцию материальных отношений. Хотя все отношения, какие мы испытываем в этом мире, также существуют и в духовном мире, эти отношения не оскверняются материей. Поэтому они чистые и трансцендентные. Они другой природы. Становясь продвинутыми в духовной концепции жизни, мы можем понять каково действительное положение в духовном, трансцендентном мире.
Здесь Господь наставляет нас в Буддхи-йоге. Буддхи-йога означает, что мы имеем полное сознание, что мы не есть это тело; и если я действую с этим пониманием, тогда я не тело – я сознание. Это факт. Теперь, если мы действуем на уровне сознания, то мы можем преодолеть плод хорошей или плохой работы. Это трансцендентная стадия.
Это означает, что мы действуем на другой счёт – на счёт Всевышнего. Мы не несём ответственности за потери или приобретения. Когда появляется приобретение, мы не должны становиться самодовольными. Нам следует думать: «Это приобретение для Господа». И когда возникает потеря, мы должны знать, что это не наша ответственность. Это дело Бога – Его. Тогда мы будем счастливы. Нам следует практиковать это: всё на счёт Всевышнего. Эту трансцендентную природу нам нужно развивать. В этом весь фокус деятельности в нынешних обстоятельствах. Как только мы трудимся на уровне телесного сознания, мы становимся связанными реакцией на наш труд. Но когда мы трудимся через духовное сознание, мы не связаны ни благочестивыми, ни порочными деяниями. В этом техника.
Манашвинам – это слово очень значимое. Манашвинам – значит глубоко мыслящий. Если человек не глубоко мыслящий, он не может понять, что он не есть тело. Но если человек хоть немного глубоко мыслящий, он может понять: «О, я не это тело. Я сознание». Иногда, в свободное время, мы можем посмотреть: «О, это мой палец, а это моя рука. Это моё ухо, и это мой нос. Всё моё, но что есть я, что есть я?» Я чувствую, что это моё, и что я есть. Требуется просто немного подумать. Всё моё – мои глаза, мой палец, моя рука. Мои, мой, моя, а что есть я? Я – это сознание, в котором я думаю: «Это моё».
Если я – не это тело, тогда почему я должен действовать для этого тела? Я должен действовать для себя. Какое моё положение? Я – это сознание. Какого рода сознание? Подчинённое сознание – я есть часть Высшего Сознания. Тогда, какие будут мои деяния? Мои деяния будут под руководством Высшего Сознания, также как в офисе, управляющий директор – это Высшее Сознание. Например, в офисе все работают под руководством управляющего, поэтому они не несут ответственность. Они должны только выполнять свои обязанности. Либо благочестивые, либо неблагочестивые – не имеет значения. В армейской службе, тоже, есть приказ капитана или командира. Солдат должен его выполнять. Он не обсуждает благочестивый он, или нет. Это не имеет значения. Он просто должен действовать, тогда он настоящий солдат. Он действует таким образом и получает свою награду. Он получает звание и честь. Он не беспокоится. Командир говорит, просто иди и убивай врага, и он вознаграждён. Вы думаете, кто-то награждается за убийство? Нет – он награждается за выполнение долга.
Подобным образом, такая же ситуация, когда Кришна наставляет Арджуну. Кришна есть Высшее Сознание. Я есть сознание, часть от части Высшего Сознания. Моим долгом является действовать в соответствии с Высшим Сознанием. Например, я считаю руку частью своего тела. И вот, она двигается сама по себе. «Пусть моя рука двигается, как я хочу. Пусть мои ноги двигаются. Пусть глаза откроются и видят». Я приказываю, и эти части тела работают. Подобным образом, все мы неотъемлемые части Всевышнего. Когда мы обучаем себя двигаться и действовать в соответствии с Высшим Сознанием, тогда мы становимся трансцендентны ко всем благочестивым и неблагочестивым деяниям. В этом техника. Какой будет результат этой техники? Мы станем свободны от оков рождения и смерти. Никаких больше рождений и смертей.
Современные учёные не думают об этих четырёх вещах: рождение, смерть, болезнь и старость. Они ставят их в стороне. «О, давайте будем счастливы. Давайте наслаждаться этой жизнью». Однако человеческая жизнь предназначена, чтобы найти решение этим оковам рождения, смерти, болезни и старости. Если какая-либо цивилизация не нашла решения этим четырём проблемам, тогда это не человеческая цивилизация. Человеческая цивилизация предназначена, чтобы найти полное решение этих проблем.
Так, в Бхагавад-гите, Господь говорит, Карма-джам буддхи-йукта [Бхагавад-гита 2.51]. Карма-джам значит, что на любое действие будет обратная реакция. Если человек действует негодным образом, то будет плохое обратное действие. Но реакция, хорошая или плохая, в высшем смысле, это всё страдания. Допустим, за хорошие дела я получаю хорошее рождение, красивые черты тела и хорошее образование. Все эти хорошие вещи я могу получить, но это не означает, что я свободен от материальных страданий. Материальные страдания – это рождение, смерть, старость и болезнь. Даже если я богатый, красивый, образованный человек, родился в аристократической семье и так далее, я всё же не могу избежать смерти, старости и болезни.
Итак, мы не должны беспокоиться о благочестивых или неблагочестивых делах. Мы должны беспокоиться только о трансцендентных делах. Это спасёт нас от оков рождения, смерти, старости и болезни. Это должно быть нашей целью в жизни. Нам не следует гнаться за хорошими или плохими вещами. Например, предположим, что кто-то страдает от какой-то болезни. Он прикован к постели, ест, справляет естественную нужду неудобным образом и принимает горькое лекарство. Медсёстры должны содержать его в чистоте; иначе будет дурной запах. Пока он лежит в таком состоянии, к нему приходят друзья и спрашивают, как он себя чувствует. «Да, я чувствую себя хорошо». Что здесь хорошего? Некомфортно лежать в кровати, принимая горькое лекарство, и не быть в состоянии передвигаться! Даже, несмотря на все эти неудобства, он говорит: «Я в порядке». Подобным образом, в нашей материальной концепции жизни, если мы думаем: «Я счастлив», это глупость. Нет счастья в материальной жизни. Здесь невозможно быть счастливым. В этом состоянии, мы не знаем, что значит счастье. Поэтому и используется это самое слово манашвинам – глубоко мыслящий.
Мы ищем счастья какими-то внешними, искусственными способами, но как долго оно продолжается? Оно не будет длительным. Мы снова возвращаемся к печали. Предположим, при интоксикации, мы чувствуем себя счастливыми. Это не есть наше настоящее счастье. Допустим, что я без сознания под действием хлороформа и не чувствую боли при операции. Это не значит, что у меня нет операции. Это искусственно. Настоящее наслаждение, настоящая жизнь существует.
Как указано в Бхагавад-гите Шри Кришной, глубоко мыслящий отказывается от последствий деятельности, находясь на уровне чистого сознания. Как результат, рабство рождения и смерти, болезни и старости приходит к концу. Этот конец – в единении с истинным тождеством, Кришной, океаном наслаждения и вечного блаженства. Это есть настоящее, истинное счастье для которого мы предназначены.